Тест-драйв Lada Xray Cross (поколение I) — …плюс роботизация всех моделей

АвтоВАЗ в последние годы просто-таки фонтанирует новинками. Вослед за «приподнятым» седаном Lada Vesta Cross узрели свет обновленные «Гранты». А на конец года запланированы премьеры автомобиля Vesta Sport и мини-кроссовера Xray Cross. Но основная новинка – техническая. Компания серьезно переработала механизированную коробку передач AMT, и на тест-драйве мы имели возможность убедиться: конфигурации – к лучшему

Мир, сегодняшний нам в ощущениях

Доработки коробки пока не окончательные. Покупателей ожидают дополнительные улучшения устройства. В частности, оно получит такие функции / режимы работы, как «Снег» и «Спорт». Этих «магических» кнопок в тестовой «Весте Кросс» мы не нашли. Но первые же метры пути на ней дали осознать, что АвтоВАЗ нас не обманул. Потребителей тоже.

Дело в том, что до сих пор ни в каких документах, прилагаемых к автомобилю ВАЗ, вы не сможете найти указания на то, какое поколение «бота» трудится в паре с мотором.  А выпускаются при этом и 1-ая (менее удачная), и вторая генерация. На модели Xray освеженный «робот» пока не прописался, как и на 106-сильных «Грантах». На данный момент он положен только «Весте» и «Весте Кросс».

Селекторы у агрегатов 2-ух поколений выглядят одинаково. Но упоминание о том, что разница в их работе чувствуется с первых же метров, не преувеличение. Небывалый «робот» предлагает водителю «ползущий» режим, аналогичный таковому у обыкновенной коробки-автомата. То есть, теперь автомобиль с «роботом» при включении режима А (читаем – D) и отпускании педали тормоза поползет вперед. А ранее он трогался с места только при добавлении «газа».

Считается, что беспримерный режим – плюс. Он, дескать, способствует в пробках, когда надо то немного продвинуться вперед, то притормозить. Инженеры ВАЗа именуют этот режим еще и «городским». В общем-то, он упрощает жизнь водителю (особенно водительнице): не нужно постоянно переносить ногу с педали «газа» на педаль тормоза и назад. Но если зазеваешься, увлечешься происходящим на экране телефона… Тольяттинские модели пока не обучены характеризовать препятствия и тормозить перед ними без помощи других.

Главное же достоинство освеженного «робота» – это снижение времени его реакции, то есть, смены передач. За что ругали потребители 1-ый вариант этой коробки? Прежде всего, за нерасторопность, за страшные «провалы» в ситуациях, когда просто нужно было дать автомобилю ускорение. Представьте, что вам требуется встроиться с боковой улицы в резвый поток машин, несущийся по широкому проспекту. Вы нажимаете педаль «газа», ждя, что ваш автомобиль «выстрелит», а он заместо этого «задумывается»! Слева, меж тем, на большой скорости приближается «помеха»… Даже за время недельного тест-драйва Lada Vesta с «роботом» я несколько раз оказывался в схожих ситуациях и, надо сказать, приятных чувств не получил. А каково владельцам «Вест», годами ездящим с такими «роботами»?

Вот и на данный момент рядом со мной в машине находится коллега-журналист, эксплуатирующий «Весту» и накатавший на ней около 20 тыщ километров. Нерасторопный «робот» – главный повод для его недовольства. Есть и другие, но их он считает маленькими и субъективными. Например, ему не нравится форма подголовников у водительского и фронтального пассажирского сиденья. А вот мне, напротив, кажется, что кресла «Весты» удобнее, чем кресла Xray. Тот же подголовник в «Весте» я ощущаю затылком, а в «Иксрее» нет, он далеко расположен от головы.

Что же вышло, как вазовцам удалось перевоспитать строптивый «бот»? Обошлись, как выяснилось, «аппаратными» способами, «железо» затронуто не было. Просто изменили опции блоков управления, и это помогло. Только вот перенастроить старенькые «роботы» не получится. Их обладателям либо придется привыкать к «нервному» нраву работы трансмиссии, либо чаще пользоваться ручным режимом.

«Аппаратными» способами инженеры ВАЗа сумели сократить время переключения передач на 30 процентов. Не до «нуля», но значительно, даже очень. Тесты Vesta и Xray с «роботами», честно говоря, и побудили меня при выборе автомобиля полтора года обратно остановиться на «механике». На данный момент, познакомившись с новым «роботом», я бы прочно подумал…

Немного статистики. «Роботами» АМТ оснащаются все современные модели Lada: «Гранты» с кузовами автомобиль, хэтчбек, универсал и лифтбек (но только со 106-сильными моторами), «Весты», в том числе с приставками SW и Cross, а также Xray. Но освеженный «робот» получат пока не все авто, а в первую очередь «Весты». При этом, коробка АМТ, не претерпевшая изменений, будет еще некое время выпускаться параллельно с новой. В обозначении модификаций новое поколение «бота» никак не отражается. Правда, на стоимости оно не отражается тоже.

И не только в милисекундах дело. Вазовцы убеждают, что конструкция коробки стала еще надежнее. Ее попытались максимально защитить, как говорят, от «дурачины», то есть, от неумелых действий водителя. Желаете «спалить» сцепление? У вас это может получиться, но автомобиль предупредит о перегреве диска мерцанием индикатора неисправности на панели приборов. Желаете поменять масло в коробке либо сервис настойчиво навязывает вам эту услугу? Пожалуйста, только в ней нет никакого смысла. Коробка заправлена маслом на весь срок службы. В качестве используемых российских трансмиссионных масел представители АвтоВАЗа не колеблются.

А вот я сомневаюсь… По звуку коробки «Ладу» пока легко отличить на тихой улице от одноклассницы-иномарки. Примечательно, что автомобили этого завода производят однообразный звук, независимо от мотора под капотом и опции системы выпуска, которая у разных движков уж наверняка различная.

В будущем вазовский «бот» (собственно, электронные «корни» у него германские, от ZF) предложит водителям дополнительные режимы движения – «Зимний» и «Спортивный». Машины с этими опциями уже тестируются, но пока признаны «сырыми», не готовыми для показа въедчивым журналистам. И еще. Со временем «боты» пропишутся под капотами всех «Лад», за исключением «Ларгуса» и «Лады 4х4». Но на данный момент обновленная АМТ доступна только покупателям «Весты».

Кроссовки сегодня в моде

По идее, микрокроссовер Xray вначале должен был быть таким, как Xray Cross. Но то ли компания решила сберечь, то ли попыталась сначала прозондировать покупательскую аудиторию: будут брать модель либо нет? Стоит ли ее дополнительно «фаршировать» и, как следствие, делать дороже?

Как обладатель, однозначно отвечу: да, новый «фарш» достоин внимания. Ранешний «Иксрей» не только микрокроссовер, он еще и как бы недокроссовер. Да, «посиживает» он повыше популярной корейской соперницы. Но в целом из кроссоверного у него только дизайн. Да и тот с обмолвками. В общем, это больше хэтчбек. Даже шинами он оснащается чисто шоссейными. А жаль.

Другое дело Cross. Сядьте в него после обыденного «Иксрея», и вы поймете, какой из автомобилей вправе называться кроссовером, а какой нет. Клиренс новинки был увеличен до 215 мм (а сначало составлял 190 мм). Ходы подвесок сейчас достигают 203 мм – хороший итог! 17-дюймовые колеса «обуты» в шины 215/50, не нередко встречающийся размер. Но он был признан хорошим, и шины здесь особенные, так сказать, «личные» для данной модели. Их создатели попробовали найти компромисс между шоссейными и внедорожными свойствами, и они его нашли.

Незначительно статистики. Модификации автомобилей Lada с приставками Cross оказались очень нужными на нашем рынке. Так, среди покупателей универсала Vesta SW вариант Cross выбирают 59 процентов, а посреди тех, кто выбрал «Калину»/«Гранту» с таким кузовом, эта толика увеличивается аж до 66 процентов. Largus Cross в сопоставлении с обычным «Ларгусом» предпочли 38 процентов, и только у автомобиля Vesta Cross пока маловато приверженцев – всего 10 процентов. Но эта модель находится на рынке едва ли полгода.

Естественно, особый вид, если хотите, шарм автомобилю присваивают детали внешней отделки, по простому говоря, обвес. Пластмассовые накладки сейчас пролегают над колесными арками, тянутся по порогам и нижним частям дверей. Все накладки крепятся к кузову не только пистонами, но еще и специальной двухсторонней клейкой лентой. Серебристые рейлинги на крыше стали штатными. Бамперы изменили форму, немного «поджались», благодаря чему у автомобиля возросли углы заезда и съезда.

Кузов остался прежним, и отверстия для крепления накладок – единственное его отличие. Чего не скажешь о подвесках. Тут обновлено практически всё. И у подрамника фронтальной подвески есть новые элементы, и фронтальные рычаги иные, и тормоза, и управляющий механизм с электроусилителем. Некоторые детали унифицированы с другими моделями АвтоВАЗа, но далековато не все. Поворотные кулаки и тормозные диски – от «Весты», опора задней подвески и вакуумный усилитель тормозов – от Рено Duster. Амортизаторы же и пружины у «Кросса» свои.

При сохранении габаритов кузова и салона компоновщики умудрились сделать интерьер просторнее, особенно сзади. За счет чего? Просто был изменен угол наклона спинки заднего дивана, сейчас он составляет 24 градуса вместо прежних 26-ти. Это позволило сохранить объем багажника, тут, надо сказать, небольшого. Но хоть меньше не стал… А на самом деле, стал… больше. В автомобиле в первый раз для модельного ряда «Лады» использована складывающаяся спинка правого переднего сиденья. Это значительно увеличивает возможности в плане перевозки длинномеров.

Но не только в этом первенствует необыкновенный Xray Cross. В его активе – поворотный свет, реализованный с помощью противотуманных фар. Он оснащается – тоже в первый раз – подогревом рулевого колеса. И это колесо тут регулируется не только по высоте, но еще и по вылету. Обогрев передних сидений теперь трехступенчатый, и у этих сидений приметно увеличены валики боковой поддержки (правда, не особо осязаемые седоками в летней одежде). Есть обогрев и у подушки заднего дивана.

А еще мини-кроссовер получил тумблер режимов движения. Эта система называется Lada Ride Select, она показывает выбор из четырех позиций. В обыкновенном режиме Xray Cross – просто кроссовер (коробка у него пока только механическая пятиступная, двигатель – 1,8-литровый 122-сильный. В варианте «Спорт» автомобиль приметно оживляется, двигатель начинает работать в зоне более больших оборотов, около 3000, в то время как в обыкновенном режиме обороты находятся у отметки «2000», может быть, немногим выше. Увлекателен характер этого мотора: в динамике 1,8-литровый Xray чуть ли много выиграет у 1,6-литрового 106-сильного собрата. Но 123-сильный мотор более «моментный», он обеспечивает намного более ясную тягу «внизу», и это веселит. Сравним: при скорости 130 км/ч «старший» мотор показывает на тахометре около 3000 об/мин, «младший» же на этой высокоскоростной отметке давно вышел бы за 4000 об/мин.

Самое же «смачное» в кроссовере – это, непременно, внедорожные режимы «Снег/Грязь» и «Песок». Устроители тест-драйва новых «Лад» в округах Сочи предложили нам опробовать автомобиль на горной дороге, больше напоминающей русло от не так давно сошедшего селя.  По большому счету, совладать с данным маршрутом можно было бы и в обыкновенном режиме, может быть, отключив ESC. Но режим «Снег/Грязь» упрощает задачку. Двигатель более плавно реагирует на добавление «газа», и автомобиль не срывается с места и не стремится пробуксовать. Дорога так круто поднимается в горы, что приходится перебегать местами даже на первую передачу. В то же время режим «Песок», дополнительно препятствующий разгону (конкретно набору скорости, а не тяге), кажется мне тут избыточным, чересчур внедорожным. Важно подчеркнуть: меняя режимы, вы ясно ощущаете изменения характера автомобиля. Всё по-честному!

Честно признать нужно и то, что по оснащению Xray Cross превосходит зарубежных одноклассников того же ценового уровня. Его стоимость начинается с 730 000 рублей и добивается «потолка» в 889 000 рублей. При этом, даже базисная версия оснащена системами стабилизации и контроля тяги, а также 17-дюймовыми легкосплавными колесами. Но в ней нет кондюка. Обычный Xray, для сравнения, обойдется чуток не на сотню тысяч рублей дешевле. Но, взглянув на Cross, а в особенности опробовав его на ходу, вы, ручаюсь, сделаете выбор в его пользу. И пусть вас не смущает отсутствие полного привода. Во-1-х, сегодня он не так уж и нужен (более половины покупателей мини-кроссоверов предпочитают монопривод). А во-2-х, внедорожные режимы, предлагаемые новым «Иксреем Кросс», реально дорогого стоят.

Спорт без прикрас и натяжек

Невзирая на то, что спрос на кроссоверы и разные паллиативы с приставкой Cross (таковых в «ранце» Lada уже пять) растет, как на дрожжах, АвтоВАЗ потрафил и тем, кто предпочитает не «повыше», а побыстрее. На мой взор, это даже гораздо более верный вектор развития, той же модели «Веста», к примеру. Как ни крути руль в поворотах, длинноходная подвеска и высочайший клиренс не улучшают управляемость, в последнем случае, она остается на уровне обыденных версий, но не более того. Чтоб автомобиль лучше рулился, не в последнюю очередь он должен иметь маленький центр тяжести. А еще – четкий руль с выраженным «нулем». А еще надежные тормоза. И «жаркий» звук выхлопа, как же без него. Всего этого в достатке у очередной новинки АвтоВАЗа – «Лады Весты» в выполнении Sport.

Немного статистики. В «Ладе Веста Спорт» использована 121 модернизированная деталь, плюс 107 новых компонент. Подъемная сила на передней и задней осях снижена: впереди с 33 до 7,8 кг, сзади – с 22,2 кг до 11,6 кг. По стоимости Lada Vesta Sport конкурирует с лучшими модификациями Hyundai Solaris, Kia Rio и Skoda Rapid, но так же спортивных версий у этих моделей нет. Она есть у Фольксваген Polo (GT), и, хотя спортивная «Веста» чуток дороже, она дарит больше азарта. Мы знакомились с версией Polo GT, ее преимуществом был до этого всего 125-сильный мотор. «Веста Спорт» на 20 л. с. сильнее.

Особые сиденья с выраженной – вправду выраженной и действительно очень хорошо осязаемой – боковой поддержкой. Красные вставки в отделке – это даже не половина дела, важнее фактически посадка. Заметно более низкая, чем у обыкновенной «Весты» и уж тем более «Весты Кросс». Еще бы, клиренс спортивной версии понижен до 147 мм. Хэндэ Solaris и VW Polo «посиживают» более высоко. Теперь пустите движок и послушайте… нет, насладитесь звуком настроенного выхлопа. Этот звук отлично прослушивается в салоне. Еще лучше – снаружи, у среза сдвоенного патрубка, с соответствующими «отсечками», как реакцией на добавление «газа».

«Причина» такового выхлопа – не только настройка, но и сам движок. 1,8-литровый стандартный мотор на «Весте Спорт» форсирован со 122-х до 145-ти лошадиных сил. Его «металлика» не перетерпела больших изменений. Да, применены новые распределительные валы и регулируемые фазы газораспределения, но в остальном новые опции – аппаратные. Это увеличенное давление в топливной системе и перекалибровка электрического блока управления. И вот всё это вкупе…

…всё это совместно формирует совершенно иную «Весту». Такую, на которой не просто перемещаешься в пространстве, но получаешь от этого наслаждение. Массивный набалдашник рычага коробки передач верно перемещается в нужные позиции. Не торопитесь переводить его в пятую, задержитесь на третьей-четвертой, подержите обороты мотора на уровне около 3000 и получите от автомобиля максимум. Почувствуйте, какой тяжестью налито управляющее колесо с красной «нулевой» меткой. И какие наклоны в поворотах, даже в резких – малые! Правда, не удивляйтесь 19-литровому (!!) расходу горючего. Фирма заявляет о 7,9-литровом расходе в смешанном цикле, но в нашем случае борткомпьютер показал то, что мы узрели (с учетом того, что нам довелось не только «облизать» несколько км серпантинов, но и потолкаться в длинноватой пробке).

Справедливости ради, нужно сказать, что крены в поворотах все же есть. И динамика «Весты Спорт» отстает от звука выхлопа, охото большего. И все-таки мы имеем автомобиль с хорошим шасси, проверено на серпантинах Большого Сочи. Из 3-х предложенных нам маршрутов – для 3-х вариантов тестовых автомобилей – организаторы точно не ошиблись с 2-мя: для Xray Cross и Vesta Спорт. Я бы только добавил к отведенному на каждую модель времени еще по паре часов. А лучше по целому деньку.

Помимо серпантинов, хотелось бы еще и «зажечь» на прямых, свободных трассах, где можно, без угрозы попасть под «прицелы» камер контроля скорости, оценить динамику с применением секундомера. Опробовать ESC со спортивными опциями и возможностью ПОЛНОГО отключения. Проверить усиленные тормоза, дисковые на обеих осях, да еще с увеличенными (по сопоставлению со стандартной «Вестой») тормозными дисками, колодками и поршнями суппортов. Ассистент при старте на подъемах? Да, эта штучка работает, как и на всех современных «Ладах», в одном из узеньких мест, при встречном разъезде с груженым самосвалом, я с легкостью тронулся в горку задним ходом. А вот для оценки уменьшенной подъемной силы впереди и сзади опять требуется свободное «бесконтрольное» шоссе либо, еще лучше, овал полигона.

Мой сотрудник заявляет, что на этом автомобиле испытывает стойкое желание пожечь резину на старте. Но Vesta Sport не поощряет его, несмотря на то что пока не балует «лаунч контролем» в перечне опций. Честно говоря, у нее и спортивный обвес некий неяркий, пока не приглядишься к деталям. «Антикрылышко» на крышке багажника, накладки на порогах, красноватые вставки на переднем и заднем бамперах – да, всё это здорово. Но 17-дюймовые диски, украшающие стандартную «Весту», тут кажутся маленькими, а 50-процентный профиль шин – огромным. Что еще? Тормозные диски хоть и возросли в размерах, но опять же как-то неявно. Но ступицы с пятью точками крепления колес – это красиво. У остальных современных «Лад» этих точек – четыре.

Какие из «спортивных» решений перекочуют на стандартные «Весты»? Это пока непонятно, как и то, какие изменения перетерпит нынешний мини-кроссовер Xray после появления модификации Xray Cross. По утверждениям представителей АвтоВАЗа, они ждут реакции потребителей, их запросов, требований, замечаний и при модернизации моделей, а также при проектировании новых модификаций учитывают их. Правда, не стоит рассчитывать, что конфигурации к лучшему произойдут прямо завтра либо послезавтра. Так, стало известно, что процесс совершенствования коробки АМТ занял аж полтора года. Часть времени, естественно, ушла не собственно на технику и тесты, но на бюрократические согласования, в том числе, с германскими партнерами (компанией ZF). И все равно, обратим внимание, обновление волжских автомобилей сейчас происходит практически ежегодно. Раньше этого приходилось ожидать десятилетиями, причем, безуспешно… Компания обучается работать, так сказать, в мировом «ключе», и это веселит. О полном доверии потребителей к бренду Lada гласить пока не приходится, но процесс восстановления хорошего имени уже идет.

Технические свойства Lada Xray Cross

ГАБАРИТЫ, ММ

4171 х 1810 х 1645

КОЛЕСНАЯ БАЗА, ММ

2592

ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ, ММ

215

ОБЪЕМ БАГАЖНИКА, МИН. / МАКС., Л

361 / 1514

Оснащенная МАССА, КГ

1295

ТИП Мотора

Р4, бензиновый

РАБОЧИЙ ОБЪЕМ, КУБ. СМ

1774

МАКС. МОЩНОСТЬ, Л. С., ПРИ ОБ/МИН

122 / 6050

МАКС. МОМЕНТ, НМ, ПРИ ОБ/МИН

170 / 3700

Коробка

механическая, 5-ст.

ПРИВОД

фронтальный

МАКС. СКОРОСТЬ, КМ/Ч

180

РАЗГОН 0 – 100 КМ/Ч, С

10,9

СРЕДНИЙ РАСХОД Горючего, Л/100 КМ

7,5

ЕМКОСТЬ БАКА, Л

50


Источник: motorpage.ru
News Reporter

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *